НЕМНОГО ТЕОРИИРЕАКЦИИ:
Fe
2O
3 + 3C = 2Fe + 3CO;
Fe
2O
3 + 3CО = 2Fe + 3CO
2Внимание! Некоторые тезисы, касающиеся возможных механизмов образования кристаллических решёток твёрдого железа из оксида, являются моими гипотетическими предположениями. Я прошу не рассматривать их только в качестве повода для превращения темы в дискуссию, у кого высшее образование выше и кто быстрее закидает оппонента статьями из Википедии.
Прошу рассматривать тему с практической и прикладной стороны.
Благодарю за пониманиеРассмотрим иллюстрацию процесса:
Объясняю, почему щёлочь.
Щёлочь не вступает ни в какую химическую реакцию и ничего не чистит. Просто в растворе щёлочи руки и инструменты легко нащупывают внутри нароста из Бывшей Ржавчины "родную" поверхность находки. Кроме того, Бывшая Ржавчина в щёлочи становится мягкой, как пластилин, поэтому очень удобно снимать лишнее, не затрагивая восстановленный слой. Я испытывал другие жидкие среды, но в воде и кислоте Бывшая Ржавчина быстро твердеет и с ней становится невозможно работать. В нефтепродуктах "Бывшая Ржавчина" остаётся такой же порошкообразной и сыпучей, как на воздухе. В итоге я остановился на щёлочи.
Теперь можно порассуждать о том, что происходит с железным артефактом в земле и какие факторы на них влияют.
1. Берём из учебника. Кислородная коррозия железа в воде: 4Fe + 2Н2О + ЗО2 = 2(Fe2O3•Н2О). Гидратированный оксид железа Fe2O3•Н2О и является тем, что называют ржавчиной.
2. Сезонные колебания влажности. Этот факт может влиять на скорость протекания процесса в п.1 вплоть до полной его остановки во время недостатка воды(летом) и кислорода(весной).
3. Сезонные колебания температуры. Этот факт может влиять на процесс образования отслоений и растрескиванию ржавчины.
4. Взаимопроникновение. Здесь речь идёт о пространственном взаимодействии, которое связано со структурой почвы.
5. Взаимодействие с веществами, входящими в состав почвы, или вносимыми извне.
6. Взаимодействие с живыми организмами. Это корни и семена растений, а так же объекты животного мира, разные бактерии, мелкие насекомые, черви и тп.
7. Перемешивание и переворачивание. На полях это аграрная деятельность, а в лесах это кроты и падающие деревья.
Таким образом, факторы, влияющие на артефакт настолько разнообразны в своих сочетаниях, что смело можно выдвинуть тезис, что разных ржавчин столько, сколько артефактов. Поэтому, многие предположения о том из чего состоит ржавчина, можно считать гипотетическими, то есть, предположительными.
Так, например, я позволю себе гипотетически предположить, что в процессе образования ржавчины, кроме Fe2O3, образуется ещё и гидроксиды железа, а так же соли железа. Молекулы этих веществ присутствуют в ржавчине как отдельно, так и встроенными в кристаллическую решётку Fe2O3. Это существенно ослабляет связи в решётке Fe2O3, в результате чего оная отдаёт кислород при значительно меньшей температуре, чем химически чистый Fe2O3.
Проиллюстрирую данный тезис.
На рисунке кристаллической решётки Fe2O3 видно, что атомы Fe(красные) образуют по три связи с атомами О(синие). Вся решетка напоминает множество пирамидальных структур. В вершине каждой пирамидки находится атом железа. Система треугольных пирамидальных структур придаёт высокую прочность кристаллу этого оксида. Если смастерить на досуге такую же решётку из элементов детского конструктора, то эта конструкция будет очень прочной. Будет чем заняться в палате номер шесть, если зима будет слишком долгой.
Рисунок 1:
На другом рисунке ниже приведена модель гипотетического включения в решётку оксида Fe2O3 другого соединения, например, гидроксида железа. Атомы водорода на рисунке обозначены чёрным. Для удобства и наглядности я нарисовал атомы водорода с краю решётки, а не внутри. Данный рисунок демонстрирует, что подобное включение в решётку влечёт за собой утрату "пирамидок", которые придавали кристаллам общую высокую прочность. Если такое изменение внести в самодельную конструкцию, то она сложится, как гармошка, при падении с койки на пол палаты номер шесть.
Рисунок 2:
Теперь рассмотрим две интересующие нас области, а именно В и С на рисунке ниже:
Эти области объединяет общее свойство, а именно, отсутствие прочности, достаточной для того, чтобы "остановиться" на линии "родная поверхность" при механической чистке или чистке электролизом.
Однако, у этих двух областей есть два принципиальных отличия.
1. В область С при формировании ржавчины атомы железа прибыли, а из области В атомы железа убыли
2. В области В могли сохраниться фрагменты кристаллической решётки железа, в области С таковые не могут быть в принципе.
Если предположить, что в области В ещё сохранились фрагменты кристаллической решетки железа, то логично и предположить, что вблизи области А эти фрагменты могут сохранять связь с кристаллической решёткой области А.
Рассмотрим сам процесс Реставрации в Углеродной Среде применительно к областям В и С.
Область С. Оксид Fe2O3 и гидроксиды восстанавливаются до свободного железа. Освободившийся кислород соединяется с углеродом с образованием СО2. Рассыпчатая структура чёрного цвета, состоящая в основном из порошкообразного свободного железа, есть то, что раньше было ржавчиной.
Область В. В этой области предположительно и гипотетически сохранились фрагменты кристаллической решётки железа, которые могут быть соединены общими связями с кристаллической решёткой области А. При благоприятных условиях эти фрагменты гипотетически могут стать центрами кристаллизации свободного железа, которое высвобождается после восстановления.
Я вижу три возможных варианта образования новых кристаллических решёток твёрдого железа:
1. Вблизи ядра находки атомы железа могут находиться очень плотно друг к другу. После отсоединения атома кислорода, атомы железа скорее соединятся между собой, чем останутся свободными, так как первое является более устойчивым состоянием, а внешние уровни электронов находятся в возбуждённом состоянии, что способствует образованию новых связей.
2. Вблизи ядра находки существуют такие участки кристаллических решёток железа, у которых только часть связей замещена атомами кислорода. Такие фрагменты нельзя назвать металлическим железом, так как они обладают свойствами оксида и не имеют прочность. У таких решёток достаточно отнять атомы кислорода, что бы в них восстановились прежние связи и они превратились заново в металлическое железо.
3. Совмещение двух предыдущих вариантов.
Задача реставратора заключается в отделении восстановленного слоя в области В точно по границе с областью С. Для этой цели я рекомендую использовать щёлочь. Она помогает выявить в бесформенной рыхлой структуре "родную поверхность" артефакта с помощью пальцев рук и инструментов.
Вот так:
Щёлочь как бы "проявляет родную поверхность". В других жидких средах мне не удалось добиться этого эффекта, поэтому я остановился на щёлочи.
Ещё раз по поводу щёлочи.
Я точно не знаю, какие именно процессы возникают в восстановленной Бывшей Ржавчине в растворе щёлочи. Позволю себе высказаться гипотетически. Я думаю, что никаких химических взаимодействий не происходит. Скорее всего возникает физическое взаимодействие между частицами, тн коллоидная система. Эта система никак не влияет на восстановление железа из окиси, тк оно уже восстановлено. Возможно, в области С и области В возникают разные по свойствам коллоидные системы, что и позволяет нащупать "родную поверхность" артефакта. В сухом состоянии эту границу уловить не возможно и надетая на дрель щётка снимает слои С и В до слоя А. Чистка в щёлочи позволяет оперативно выявить поверхность, форму, клейма и тп. Затем можно продолжить доводку и без щёлочи.